«ЧАСТУШКА – ЖИВОЙ РОДНИК НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ»
17.01.2023
Фольклор.... Почему именно это слово
стало синонимом понятию «устное народное
творчество»? А ведь неслучайно! В переводе с английского языка оно означает народоведение, народосознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а
значит - самого себя. Недаром тех, кто
отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства». И получается, что фольклор - основа основ воспитания человека, важная частичка жизни каждого
из нас.
Чтобы убедиться в этом,
достаточно обратиться к одному из малых жанров
русского фольклора, который окончательно сформировался к концу 19 века, - частушке. Это словесно - музыкальная
миниатюра, где всегда присутствует живой
отклик на текущие события или жизненные ситуации. Поэтическая их оценка, то веселая (не без лукавства)
Меня судят на мосту,
Что я толстая расту.
А я себя не морю-
Лапшу молочную варю.
То грустная, но и
здесь не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого
достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь.
Изменил
мне мой залётка,
Я
закрыла за ним дверь.
Юбку чёрную надела-
Сиротиночка
теперь.
Чаще всего частушки
поют на игрищах, гулянках, в праздничной толпе. В послевоенные годы 20 века
парни и девушки из нашей округи часто ходили
гулять «под качели», то есть в Ратъково, где недалеко от клуба были построены большие качели. Здесь собиралась молодежь
из окрестных деревень. И обязательно пелись частушки, причем слушатели активно
реагировали на текст: то приплясывали (у нас говорили «дробили»), то хлопали в
ладоши, то отвечали на каждую частушку или одобрительной репликой, или громким
возражением. Но чаще всего на частушку отвечали частушкой
же:
Наши девки хороши,
Веселы и ловки.
А такие девки есть
Только в Соболевке.
У
соболевских у девчат
Кудри
вьются и висят.
Красоты
на сто процентов,
Дури
на сто пятьдесят.
Вот из армии вернется
Мой
залеточка домой.
Рубашку
белую наденет –
Гимнастерочку
долой.
Пришел розочка из армии. В первую очередь спросил:
Сколько
было ухажеров?
Сколько
звездочек носил?
Часто такой обмен частушками
превращался в настоящее соревнование. Кто
будет признан лучшим, решали слушатели. И критерием была их реакция.
Мне
мой роза изменил,
Не
погналась я за ним.
Не
такой характер мой -
Гоняться,
роза, за тобой.
Если
парень изменяет,
Это
не изменушка.
Вот
тогда изменушка,
Когда
изменит девушка
Частушки возникали
почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только
придала зарождающейся песенке свой колорит, но
зачастую наделила её и названием.
По воспоминаниям
Л.Н.Дементовой, которая многие годы проработала в Соболевском клубе, в 70 - 80 - е годы зрители очень любили частушки «Никаноровна и
Христофоровна» на местные темы, в которых доставалась и лодырям, и пьяницам, и
прогульщикам. Не обходили вниманием и работу магазинов,
пекарни, завода. Совхоза. На концертах, во время исполнения этих частушек хохот в зале стоял несмолкаемый.
Новый дом ведь у нас
строят, моя Никаноровна. Это что у магазина,
моя Христофоровна. Больно долго его строят, моя Никаноровна. Почитай уж пятый
год, моя Христофоровна.
Причем на выездные
концерты коллективно сочинялись новые, где высмеивались
недостатки данного населенного пункта. Например, в Соболевскую столовую часто привозили бочковое пиво.
И тогда целые «караваны» машин и
тракторов из Дабужи приезжали за этим «дефицитом».
И появилась частушка, исполняемая в
этой деревне, последствия от которой оказались неожиданными - «караваны»
исчезли.
А куда ж машины едут, моя Никаноровна?
В Соболевку пиво пить, моя Христофоровна
Да в рабочее - то время, моя Никаноровна?
А ну-ка пиво разберут, моя
Христофоровна.
Подобная форма исполнения частушек жива
и по сей день. Когда не было еще дороги, участники художественной
самодеятельности пели:
Соболевка - край прекрасный, моя Никаноровна.
Есть и речка, и леса, моя
Христофоровна.
Только все её забыли, моя
Никаноровна,
Дорогую нам сторонку, моя Христофоровна.
Снегопады, снегопады, моя Никаноровна.
Что ж они - то натворили, моя Христофоровна?
Соболевку замели, моя Никаноровна.
Недоступной сделали, моя Христофоровна.
Каждый год голосовали, моя Никаноровна,
На участки бегали, моя Христофоровна.
Лучше бы на эти деньги, моя
Никаноровна,
Нам дорогу сделали, моя
Христофоровна.
Дорогу построили, но появилась новая
«беда»: каждая поездка превращалась в настоящий экстрам, настолько изношенными
были автобусы на нашем маршруте, что появилась новая частушка:
По делам мы в город едем, моя Никаноровна,
Богу молимся порой, моя Христофоровна,
Чтоб автобус не сломался, моя Никаноровна,
И привез в живых домой, моя
Христофоровна.
Каждое исполнение превращалось в
театрализованное представление. Поэтому такие частушки надо было не только
слышать, но и видеть. Долгое время на сцене нашего клуба «Никаноровну и
Христофоровну» исполняли Дементова Л.Н. и Кузнецова Л.Г. И сейчас многие из
старшего поколения с восторгом вспоминают их выступления.
Еще в 19 веке Н.Г. Чернышевский сказал,
что народная поэзия развивается у людей энергичных, полных кипучей жизни.
Население нашего края во все времена было таким. Наверное, поэтому частушки
особенно любимы моими земляками и сейчас. И хочется верить, что придет время, и
жизнь Соболевки вновь станет достойной наших удивительных людей. И уже никогда
не появятся подобные частушки:
Я, бывало, распевала,
Что на ветке соловей.
А теперь полно печали,
У судьбинушки моей.
А будут звучать задорные:
Соболевская деревня-
Настоящий Ленинград.
Тут девчата, что малина.
А ребята - виноград.
Список литературы:
1. Материалы школьного музея:
а) воспоминания Л.Н.Дементовой;
б) воспоминания Л.Г.кузнецовой;
в) частушки, собранные учащимися
в 2006 году.
2.
«Калужский фольклор». Записал и
обработал А.В.Ермаченко. Тула. Приокское книжное издательство, 1979год.
3.
«Фольклор народов России» в 2 т. (том
1). М., Дрофа: Вече, 2002г.
4.
Энциклопедический словарь юного
литературоведа. Составил В.И.Новиков, Е.А.Шкловский - 2-ое изд., М., Педагогика
- Пресс, 1998г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2023
Дата обновления: 17.01.2023
Дата публикации: 17.01.2023